cinecon (cinecon) wrote,
cinecon
cinecon

Categories:

рецессия - 2

  На сегодняшний день лоббистские возможности российского квазигосударственного крупняка столь значительны, что «знак качества» на их псевдогосударственные проекты вынужден ставить сам президент. Достаточно вспомнить высокоскоростную магистраль Москва — Казань. Не будем забывать и о чиновной гигантомании, весьма свойственной государственной номенклатуре в нашем Отечестве.

  Быстрый рост госрасходов в 2000-е годы породил некую финансовую эйфорию как в отраслевой среде, так и на местах. И только проблемы с исполнением бюджетов 2012-2013 годов заставили наши денежные власти реально, а не через розовые очки, посмотреть на экономические реалии. Их прогноз таков: на 2014-2016 года дефицит бюджета планируется на уровне 300-500 млрд. рублей в год. Но этот прогноз реалистичен только при выполнении трех условий: 1) рубль перестанет укрепляться к доллару в относительном выражении, т. е. российские товары не будут дорожать в долларовом эквиваленте; 2) не возникнут непредвиденные дефициты бюджетов в регионах; 3) прогноз реального роста ВВП на три прорцента в 2014 год будет реализован на практике.

  Кто может дать гарантии, что эти условия будут выполнены?

  А как оценивают макроэкономические риски России западные спекулянты-инвесторы? Ответ абсолютно очевиден, как весьма и весьма значительные. Ибо если бы их оценка была бы другой, то Россия давно бы уже была завалена горячими деньгами карритрейдеров и прочих биржевых спекулянтов, хотя бы по сценарию 1996-1997 годов, после введения коридорного курса рубля. Но эти процессы как-то не наблюдаются.

  Из этих рассуждений следует простой вывод: в ближайшие 3-4 года Россию ожидают сложные времена.

  Настала пора отметить один симптом, который красноречиво говорит о том, что проблемы государства уже хорошо осознаны бизнесом. Понятно, что снижение темпов роста ВВП должно пропорционально замедлять и рост розничного товарооборота. Да, розничный товарооборот замедлил свой рост, но совсем чуть-чуть, и совсем не пропорционально росту ВВП. Более того, в 2012-2013 годах очень быстро, на 10-12 процентов в год, растут пассажирские авиаперевозки, причем международные особенно быстро. О чем это говорит? О том, что бизнес стал уводить свои операции в тень, экономя как на корпоративных налогах, так и на налогах с физических лиц. А этого не наблюдалось практически все 2000-е годы. Очень похоже, что наши денежные власти пока не осонали всю значимость этого процесса. А ведь он быстро приведет к непредвиденному обострению бюджетных проблем, особенно в регионах.

  Итак, вопрос, кто виноват, рассмотрен. Виновата сложившаяся в России институциональная среда, порождающая перманентную инфляцию и относительное укрепление рубля. Из чего следуют схлопывание положительного сальдо внешней торговлим и бюджетные проблемы.

   Что делать? Наводить порядок. Но как?

   Есть четыре очевидных сценария, три из которых, по всей видимости, не реалистичны.

  Сценарий №1, китайский. Директивным путем заставить все госкомпании стать срывщиками цен, т. е. превратить их в агентов рынка, которые играют на понижение. Самый дешевый бензин должен быть на заправках Роснефти и Газпромнефти. Визг, который раздастся от квазигосударственного менеджмента этих компаний, вполне предсказуем. Затем последует и прямой саботаж. Ведь без монопольных сверхдоходов растаскивать по удельным княжествам будет нечего. И здесь государству придется власть употребить. Вариантов всего два, или всех несогласных расстреливать прилюдно на стадионах, как китайцы в недавние времена. Или, на американский манер, повежливее, но тоже болезненно, используя подсадных уток-псевдоарабских шейхов. С последующим увольнением с должности или посадкой.

  Увы, реалистичность этого сценария крайне низка. Российская власть придерживается известного ленинского принципа: конечно Бухарин сукин сын, но это наш сукин сын.

  Сценарий №2, оппозиция. Смысл операции состоит в том, что действующий истеблишмент сознательно, в нужный момент, передает власть оппозиции. Дабы именно она принимала болезненные решения по наведению жесткой финансовой дисциплины в госкомпаниях, по секвестру бюджета, по свертыванию амбициозных проектов и т. д., вплоть до серьезной девальвации рубля. Это ровно то, что оппозиция, придя к власти, будет вынуждена делать, если ей оставить подходящее наследство.

   Сценарий для власти достаточно удобный, ведь разгребать Авгиевы конюшни будут чужими руками. Понятно, что придя к власти оппозиция годок-другой покричит о том, что хозяйство разорено и запущено, и что во всем виновата «Единая Россия». Но через пару лет, когда рубль придется так или иначе девальвировать, настанет и ее черед «съесть свою шляпу». И электоральные настроения вновь метнутся к «Единой России».

  При всем удобстве этого сценария для власти, для нашей страны он абсолютно не реален по двум причинам. Первая, где эта оппозиция, которой можно передать власть, где ее экономическая программа? И вторая, сценарий слишком болезненен для действующей номенклатуры. Слишком много «Бухариных» окажется или в «командировке» в Лондоне, или под следствием. К сожалению, так уж повелось исторически, в нашей стране у всех политиков есть одна общая проблема, собственная безопасность после отхода от дел. Ведь «закрыть» могут даже преемники, чтобы было на кого списывать грехи, что уж тут говорить об оппозиции.

  Сценарий №3, не делать ничего. Просто продолжать жить, как жили, делая вид, что ничего не происходит. Рост ВВП можно подстегивать государственными закупками и инвестициями, залезая в долги, если не хватает денег в бюджете. Но относительное укрепление рубля и начавшие таять валютные резервы быстро подскажут субъектам рынка, что же  срочно нужно делать. Банкиры и экспортеры дружно, причем не сговариваясь, сыграют на понижение курса рубля. Кто не знает, напомню, 17 августа 1998 года на коррсчетах всех коммерческих банков в ЦБР было всего пять миллиардов рублей. Отконвертировано было абсолютно все, около 200 млрд. рублей текущих остатков.

  Этот сценарий закончится резкой девальвацией рубля по образу и подобию 1998 года, правда без дефолта. Но вероятностьт его так же крайне низка. Наши ЦБР и Минфин при первых признаках бегства от рубля быстро примут очевидные меры.

Tags: выход из кризиса, рецессия
Subscribe

  • Спастись от кризиса

    СПАСТИСЬ ОТ КРИЗИСА Сначала нужны дефиниции, что такое кризис, каковы его причины, чем он реально обусловлен. Падение ВВП России за 2015 год на 3%…

  • ЧТО НОВОГО В СИРИИ?

    Сирийские новости состоят в следующем. 1) Турки, при поддержке курдов, что весьма симптоматично, заняли нефтеносный район Ирака вокруг Мосула.…

  • Сирия - 2015

    Калейдоскоп событий в ООН и в Сирии заставляет вернуться к старой теме, которую закрыл для себя два года назад. Про Сирию пишут всё, что угодно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment